«Община, постоянно обновляющая себя». Послание архиепископа Павла на начало Пастырского года 2019-2020 (продолжение)

Община, постоянно обновляющая себя
(продолжение послания архиепископа Павла)
Приходская община — приходская семья
Пастырь и паства: общение во Христе
Приход — основная церковная структура, постоянным образом учреждённая в общине верующих, пастырским попечением о которой руководит епископ, поручая его приходскому настоятелю (ср. ККП, Кан 515 § 1). Это не просто «холодное», каноническое определение прихода. За этими, может быть, на первый взгляд, сухими словами Кодекса мы можем увидеть и почувствовать бьющееся сердце общины, живой образ семьи, со своей особенной жизнью, семьи, заботящейся обо всех своих членах и открытой окружающему миру.
На конференции было отмечено, что «клерикальная модель, когда решение всех проблем прихода брал на себя священник, исчерпала себя, хотя эта модель — жизнестойка, поскольку зачастую очень удобна как для священника, так и для мирян; во многих приходах сохраняется ситуация, когда настоятели не допускают прихожан к решению проблем» (ОПК, Итоги работы в группах, 19 июня 2019 г.). Я думаю, что пришло время отказаться от этой модели пастырской деятельности. Священники в приходе должны быть пастырями, которые искренне желают жить общением во Христе со всей паствой. Конкретным образом это означает делегирование, синодальность.
«Также отмечалось, что часто — и это является травмирующим опытом для прихожан — отсутствует связь со священником. То есть, священника не найти, священнику не дозвониться, у него нет времени» (ОПК, Итоги работы в группах, 19 июня 2019 г.). Но священник должен быть доступным. Доступность людям на самом деле является критерием его принадлежности Богу. Священник, конечно, должен быть отцом. Но он должен также быть братом и другом. Думаю, что все эти три измерения необходимы сегодня в наших условиях.
В ходе дискуссии один прихожанин заметил, что «есть много предложений и действий сверху, на которые не откликаются, как и много инициатив и ожиданий снизу; как будто существует два параллельных мира, которые никак не пересекутся, потому что для этого нет пространства или не хватает совместного пути» (ОПК, Итоги работы в группах, 19 июня 2019 г.). Для меня общение и есть это пространство. Потому что общение — это проявление единства прихода, но это единство — динамичное, оно должно реально проявляться в пастырской деятельности общины прихода, например, в собраниях прихода и пастырских советах.
Это общение возможно только во Христе. Если по мере того, как мы идём дальше по нашему пути, Христос не становится нам ближе, наш интерес к Нему будет всё меньше, а наши дела будут всё сильнее отрываться от их истока, подобно сухой ветви, и тогда они будут приносить нам всё больше разочарования и горечи.
Действовать вместе
Общение подразумевает, что моё действие рождается из принадлежности к организму Церкви. Действовать в общении — значит признавать, кому я принадлежу; действовать в общении — это часть того, каким образом я воспринимаю себя. Действовать в общении — значит чувствовать себя частью единого организма, единого тела, которое больше моего «я», моих представлений о личном совершенстве, или о том, что является благом для Церкви. Из ясного осознания, что я принадлежу Христу и действую «перед Ним», проистекает понимание, что я принадлежу единству тех, кто вместе со мной призван участвовать в общении Церкви. Это динамичное, деятельное общение между епископом, духовенством, посвящёнными Богу людьми, семьями, братьями и сёстрами мирянами, особенно теми, кто исполняет служение в приходе, и вплоть до самого последнего, кто только пришёл в приход.
Зададим себе вопрос: рождается ли моё служение, моё действие из этого общения, или же оно рождается из индивидуализма, одиночества, ощущения, что на самом деле есть и важен только я? Я считаю, что нельзя недооценивать всё больше развивающееся в наших обстоятельствах искушение индивидуализма и одиночества. Как ужасно, когда нам не с кем поделиться своими мыслями, чувствами, пастырскими планами и намерениями. Это касается, прежде всего, священников: часто мы ведём себя как индивидуалисты, и даже не замечаем этого! Не хочу никого обвинять, поэтому буду говорить о себе: я благодарен всем, кто показывает мне мой индивидуализм, когда я не замечаю других или смотрю на них лишь как на проблему, которую нужно как можно скорее решить... Вот почему важно вместе обсуждать пастырские вопросы, перспективы, приоритеты, мероприятия и предложения, которые будут обращены ко всему приходу и за его пределы. Подумаем об этом: как я могу перейти от одиночества к общению, к тому, чтобы вместе с другими творить и служить в общении?
Молодёжь
В связи с этим хочу поделиться с вами одним конкретным замечанием относительно пастырства молодёжи и призваний. Один из моментов, над которым мы размышляли во время Синода, — что молодёжь привлекает дружба, точнее общение — в том же смысле, что общение святых, — которое они видят среди взрослых, особенно среди духовенства и монашествующих. Сердце молодого человека жаждет полноты, в том числе аффективной, жаждет подлинной любви, подлинной дружбы, настоящего, искреннего, созидательного общения. Там, где молодой человек встречает живое общение, его жизнь изменяется, потому что он обретает надёжный ответ на проблему одиночества и тоски.
Поэтому общение, которым священники живут между собой, а также с посвящёнными Богу людьми и мирянами, — это яркий знак, который мы можем предложить молодёжи. Общение стоит жертв, иногда больших жертв, однако пережитое на опыте общение распространяет свет, рождающий в сердцах молодёжи желание принадлежности и отдачи своей жизни, именно в том возрасте, когда обычно принимаются самые важные решения.
Чтобы способствовать развитию такого подхода, я принял решение создать Молодёжный центр, который будет координировать пастырское попечение о молодёжи во всей Архиепархии. Идея создания этого центра родилась из молитвы, размышлений и опыта Предсинодальной встречи и Синода епископов о молодёжи, а также из наблюдений за развитием пастырства молодёжи в нашей Архиепархии и непосредственного общения с молодыми людьми. Это первая попытка воплотить пережитый опыт в конкретные действия. На Синоде было прямо сказано о необходимости обновить попечение о молодёжи, опираясь на принципы синодальности, открытости, разделения ответственности, сопровождения, уделяя больше внимания миссии, призванию и его распознанию. Поэтому, исходя из сказанного, предлагаю, чтобы Епархиальный молодёжный центр
- стимулировал и поддерживал деятельность приходских молодёжных групп, а также молодёжных групп различных общин, движений и объединений;
- организовывал и реализовывал совместные мероприятия на межгрупповом, межприходском и общеепархиальном уровнях;
- занимался информационной поддержкой молодёжных мероприятий, событий и начинаний;
- сопровождал молодых христианских лидеров на пути служения.
Это лишь самые первые общие предложения, потому что как существование, так и деятельность Центра во многом будут зависеть от самой молодёжи, её инициативы, выбора, вовлечённости, верности и ответственности.
Пресвитерий и настоятель
Хочу сказать здесь ещё одно слово, обращённое к священникам. Каково наше отношение со всем пресвитерием? Ведь пресвитерий также является общиной, где мы осуществляем наше служение. А наши отношения с приходом — каковы они? Личные или бюрократичные, или — что ещё хуже — просто формальные, по минимуму? Апостол Пётр предупреждает нас: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1Пт 5,1-4).
Не будем забывать, что авторитет священника бесполезен вне общения, авторитет — это функция общения. Приход должен всё больше становиться сплочённой, братской общиной. Общение или синодальность — это не только и не столько некий способ управления приходом, но выражение самой жизни прихода; общение делает приход живым телом, организмом, наделяет его подлинной индивидуальностью; общение — это путь воспитания в вере, укрепления взаимной любви, поддержки деятельной надежды, необходимых приходу для его жизни и развития. «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1Пт 3,8-9).
Я думаю, что вопрос о сроке служения настоятеля должен решаться с учётом того, насколько это способствует возрастанию общения. Исходя из опыта, как моего личного, так и других епархий, я считаю, что наилучшим в наших условиях будет определить общий срок служения настоятелей в девять-десять лет, после чего производить смену настоятелей.
Одновременно я хотел бы подчеркнуть, что является недопустимым отсутствие настоятеля в приходе более полутора-двух месяцев в году. Учитывая нормы канонического права, любое исключение из этого правила должно быть согласовано с правящим епископом.
Монашествующие
Служение монашествующих в приходе может быть источником огромного богатства, когда они показывают путь своей харизмы как способ жизни во Христе. Однако если монашествующие навязывают приходу свою харизму, результат может быть прямо противоположным: приход может закрыться вместо того, чтобы быть открытым к принятию разных форм христианской жизни, что всегда является знаком подлинности любой харизмы в Церкви. Подлинное обогащение прихода происходит, когда монашествующие живут общением. Нередко ради этого приходится жертвовать своей харизмой. Я глубоко благодарен всем монашествующим, — особенно женским конгрегациям, — которые, не находя условий для того, чтобы полностью жить своей харизмой, смиренно исполняют иное служение. Не теряя надежды найти способ служения, соответствующий их харизме, они приносят плоды святости и для себя, и для своих харизм, и для всей Церкви.
Приход — одна семья во Христе
Ситуация нашей поместной Церкви отчасти похожа на ситуацию первых основанных апостолом Павлом общин: как правило, в одном городе, в одной области существовала лишь одна церковная община. Но при этом общение Церкви осуществлялось в малых группах, домашних церквах, которые время от времени собирались вместе. Я думаю, что сегодня мы должны внимательно изучить эту модель, потому что она подходит к нашим сегодняшним обстоятельствам, хотя, конечно, и не везде в епархии.
В этом смысле я смотрю на приход как на единую семью во Христе; он отражает в себе всю Церковь Христову, и путь Церкви является его бытием и миссией. Из этого следует настоятельная необходимость в зримом, ощутимом единстве приходской общины. Большую роль в этом играет сознание принадлежности Христу в Церкви, о котором мы говорили во время ОПК. Общение во Христе должно быть постоянным призывом, обращённым ко всему приходу.
Каждый верующий живёт в общении, а не в одиночку. Все мы призваны вместе свидетельствовать о спасении во Христе — как внутри наших общин, так и везде, где проходит наша жизнь: дома, на работе, в школе, институте, на заводе, в больнице. Любое место достойно того, чтобы его достигла весть о Христе Спасителе через зримое свидетельство о том единстве Церкви, которому причастен каждый верующий. Таинство Миропомазания облекает верующего силой свыше, силой Святого Духа, чтобы он мог нести свидетельство о единстве во Христе всегда и везде. Но как было отмечено на ОПК, «часто миряне неспособны даже посмотреть на собственный опыт веры как на источник свидетельства» (ОПК, Итоги работы в группах, 19 июня 2019 г.), потому что они не ощущают своей принадлежности к Церкви. Однако жить в духовном одиночестве, без чувства принадлежности — это всё равно что жить без Христа, без конкретной связи с Ним. Поэтому необходимо стремиться к Церкви, к тому конкретному месту, где одиночество побеждается реальными, осязаемыми отношениями с Христом воскресшим, Который присутствует в единстве верующих в Него. Это стремление жить единством всей вселенской Церкви находит своё выражение в том, что смотрим на приход не с потребительскими претензиями, но с готовностью «нести на себе раны всей Церкви» (ОПК, Итоги работы в группах, 19 июня 2019 г.).
Евхаристия — генерирующий центр прихода
Приход как единая семья в пути обретает свой центр и источник единства и общения в Евхаристии. Вот почему по воскресеньям и праздникам весь приход собирается вместе для единой Евхаристии или же нескольких Святых Месс, в зависимости от потребностей приходской общины и от количества прихожан и состава прихода (например, если все прихожане одновременно не помещаются в храме, или приезжают на Мессу издалека, или принадлежат к разным народам, говорят на разных языках, и т. п.).
Очень важно, чтобы прихожане чувствовали, что их ждут, что они приходят в свой дом, в свою семью. Также хорошо было бы в конце богослужения прощаться с ними, тем самым показывая, что духовное единство на этом не заканчивается. Слова «идите с миром, Месса совершилась» или «идите в мире Христовом» должны быть восприняты как призыв нести в мир ту благодать, которую мы приняли на богослужении, и как призыв пребывать в том единстве, которое воплощает собой это богослужение.
Церковная жизнь в наших приходах часто ограничивается богослужениями и катехизацией в широком смысле этого слова. Само по себе это не обязательно плохо. На самом деле, когда литургия служится как дóлжно, она сопровождает нас всю неделю! Но одновременно, если литургия служится как дóлжно, она неизбежно побуждает нас умножать это священнопразднование. Поэтому необходимо по возможности расширять молитвенную жизнь прихода, в том числе публичную, а также способствовать межприходским молитвенным встречам для общин из одного города, как например Крестный путь, евхаристические процессии, бдения, богослужения Недели молитв о единстве христиан, когда у нас есть возможность вместе радостно провозглашать Христа, присутствующего и соединяющего всех нас.
Совместные молитвы и богослужения укрепляют единство, не позволяя приходу замыкаться, они позволяют всем прихожанам одновременно быть верными единству и открытыми, гостеприимными к другим людям. Не позволим разногласиям, раздорам и разделениям, тем более жестокосердию и ненависти разрушать наши общины! Если в общине нет согласия, то и молитва получается разделённой. Мне всегда очень больно, когда я слышу, что в каком-то приходе прихожане советуют новообращённым не поддерживать отношения с кем-то из священников или монашествующих. Мне больно, когда я слышу, что священники не заботятся об общении между прихожанами разных приходов в городе или в регионе, или даже прямо препятствуют ему.
Напротив, общение в Духе наполняет взаимной милосердной любовью и сострадательностью. Когда царит согласие, когда люди придерживаются единого образа мыслей, тогда они и дорожат единой взаимной любовью. Дух соперничества и тщеславие ломают единство и согласие мыслей и любви. Христианин призван к смирению: принять в свободе Духа тот факт, что другого в общине могут «почитать» больше. Однако, если каждый ищет не только своего блага, но и блага других, то этот факт не разрушает гармонию общины. «Всех почитайте, братство любите», — просит апостол Пётр (1Пт 2,17). В своём документе о святости Папа Франциск пишет: «Нехорошо нам смотреть на других свысока, ставя себя на место безжалостных судей, считая других недостойными и стараясь постоянно поучать. Это тонкая форма насилия. Святой Иоанн Креста предлагал другое: ‘Всегда предпочитай скорее быть поучаемым всеми, чем поучать даже наименьшего из всех’, добавляя совет, как держать дьявола на расстоянии: ‘Радуйся добру других, как своему собственному, и желай, чтобы их ставили во всём впереди тебя, и делай это с искренним сердцем. Так ты победишь зло добром, далеко прогонишь дьявола и принесёшь радость сердцу. Стремись делать это в большей степени по отношению к тем, кто меньше тебе нравится. Если ты не будешь делать этого, то не достигнешь настоящей любви, и она тебе не пригодится’» (Франциск, GE 117). Думаю, что комментарии тут излишни. Эти глубокие слова требуют от нас отчёта в том, как мы живём отношениями с теми, кто рядом с нами в общине, в приходе.
Приход, состоящий из братств, советов и групп служения
Участие в церковной жизни, воцерковление не может ограничиваться посещением воскресных богослужений и причащением, хотя бы и каждое воскресенье. Этого недостаточно, чтобы строить общение, подлинное братство в приходе ради евангелизации. Приходские общины в нашей епархии бывают очень разными по размеру, но, в любом случае, когда размер прихода превышает более или менее пятьдесят человек, стоит подумать о формировании разных групп, в которых общение между верующими могло бы реализоваться конкретным образом.
Так, в дополнение к двум советам, предусмотренным каноническим правом, — приходскому и экономическому — при необходимости могут быть созданы дополнительные группы служения: пастырская группа, помогающая священнику в душепопечении; литургическо-катехитическая, которая взяла бы на себя подготовку литургии, молитвенных встреч; группа катехизации и библейских кругов; группа служения милосердия, координирующая помощь больным и нуждающимся; наконец, группа информационного служения, которой можно было бы поручить ответственность за сайт прихода, присутствие в социальных сетях, доску объявлений, воскресный листочек, фото- и видеосъемку, архив прихода. В этих группах служения вместе участвуют духовенство, монашествующие, миряне. Власть в этих группах воспринимается именно как служение.
Часть членов этих групп могла бы избираться самими прихожанами, а часть — назначаться настоятелем, учитывая разные вкусы, склонности, таланты верующих. В этом выборе хорошо придерживаться следующего простого принципа: «Каждый из нас имеет свой талант, и необходимо помнить именно об этом — что каждый из нас уникален, и свою уникальность и свой талант мы можем передать через служение другим людям и через служение Богу» (ОПК, Итоги работы в группах, 19 июня 2019 г.). В идеале своя ответственность должна быть у каждого члена прихода. При этом нельзя забывать, что всё это невозможно, если мы не научимся делегировать.
Наряду с группами служения в приходе должны существовать также и братства. Под приходскими братствами я подразумеваю группы верующих, которые регулярно встречаются, посвящая себя делам милосердия для души и тела; в этих группах происходит воспитание членов прихода и укрепляется единство во Христе, бескорыстная взаимная помощь, исходя из простых евангельских принципов: «как хорошо и как приятно жить братьям вместе», «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа» (Пс 132; Деян 4,32), «да любите друг друга» (Ин 13,34). В приходе могут и должны мирно и дружно сосуществовать разные братства, «группы, где человек перестаёт быть анонимным и приобретает своё лицо в Церкви» (ОПК, Итоги работы в группах, 20 июня 2019 г.). Братства являются путём к тому, чтобы члены общины становились более сплочёнными, помогая друг другу следовать за Христом и подражая Ему. Было бы хорошо, чтобы братства формировались, исходя из запроса прихожан, а не из фантазии священника (ср. ОПК, Итоги работы в группах, 19 июня 2019 г.). У каждого братства должен быть ответственный — эту роль мог бы исполнять катехизатор, аколит или постоянный диакон; его функция — координировать регулярные библейские, молитвенные и катехитические встречи и дела милосердия.
Апостол Павел так описывает этот динамизм: Бог «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф 4,11-16).
Надо сказать, что такие группы, принадлежащие разным церковным общинам и объединениям, уже существуют внутри приходов, или поддерживают более или менее тесные взаимоотношения с ними. Речь идёт, прежде всего, о таких группах, как «Живой Розарий», «Семейная Церковь», «Матери в молитве», «Шенштаттское Движение», «Обновление в Святом Духе», и других, которые в своих статутах (если они существуют) или правилах содержат ясные указания относительно их связи с приходами (ср. ОПК, Итоги работы в группах, 20 июня 2019 г.).
Некоторые другие церковные движения, как например «Фоколяры», «Супружеский диалог», «Кана», «Общение и освобождение», «Община святого Эгидия», «Вера и свет», «Ковчег», и другие, не имеют специфических прямых отношений с приходами, однако не исключают сотрудничества с ними.
Особые отношения с приходами поддерживают общины Неокатехуменального пути, для которых необходимо особое участие настоятеля. Выражая свою поддержку этому опыту церковного общения для обновления приходов в духе открытости и миссии, я оставляю на усмотрение настоятелей ответственное решение: развивать или нет в своём приходе этот конкретный путь обновления Церкви.
Я также думаю, что там, где появляется такая необходимость и возможность, можно создавать братства катехуменов, или, в тех приходах, где катехуменов мало, с самого начала катехумената вводить их в какое-то из братств. Вспомним, что в древней Церкви катехуменат появился не только для того, чтобы готовить неофитов к таинствам христианского посвящения, но также чтобы включить их в общение, в реальную жизнь общины. И жизнь в общине радикально отличалась от жизни в мире, где менталитет становился всё менее человечным.
Братства служат не только росту приходской общины, но и миссии всей Церкви, давая пример новой жизни во Христе, начатков Царствия Божия, где сочетаются любовь к Богу и к ближнему, где реально переживается царственное, пророческое и священническое измерения Народа Божьего (ср. 1Пт 2,9; Второй Ватиканский Собор, LG 9; 10; 12; 36), где мужчины и женщины, посвящённые Богу люди и семьи, переживают своё присутствие в общине как служение и как осуществление своего призвания.
В наших сегодняшних условиях в некоторых случаях необходимы также более «гибкие» братства, прежде всего для тех прихожан, кто не нашёл себя в одном из уже существующих в приходе братств. Этим прихожанам можно было бы предлагать регулярно собираться по территориальному или профессиональному принципу, или же в силу дружеских отношений между семьями или членами прихода. В некоторых приходах участие в таких братствах хорошо предлагать студентам, особенно иностранным, а также молодёжи.
Исполнение этого предложения, которое я считаю насущным и важным, я оставляю на ответственность и мудрость настоятелей вместе с их сотрудниками в духе общения, открытости и готовности действовать по принципу Павла: «Всё испытывайте, хорошего держитесь» (1Фес 5,21).
Постоянное воспитание прихода
Цель катехизации и, в более широком смысле, вообще цель воспитания в приходе — формирование ответственного взрослого верующего. В наших условиях воспитание — это жизненно важный вопрос существования и развития как наших верующих, так и общин в целом. Сегодня главный субъект воспитания — это СМИ и социальные сети. Ясно, что в силу зависимости от собственников и властей они очень быстро превращаются из «нейтрального» пространства в среду, оказывающую решающее влияние на воспитание людей, особенно молодёжи. Они фактически формируют новые поколения. Здесь не место для того, чтобы развивать эту мысль; достаточно обратиться к дискуссиям на эту тему, которые в последние годы велись как на пастырских встречах, так и на семинарах, ежегодно организуемых Информационной службой Архиепархии.
Семья, церковная приходская община, школа и университет должны вновь стать подлинными субъектами воспитания. Приход должен стать пространством воспитания, то есть помогать своим членам осознанно и ответственно открывать для себя во всей полноте ту реальность, в которой мы живём. Чтобы опыт христианской веры и любви принимался, переживался и передавался из поколения в поколение, главным и решающим условием является воспитание личности. О развитии ума нужно заботиться, не забывая о воспитании свободы и способности любить. Это невозможно без помощи благодати. Лишь так можно действенно противостоять тому риску для судеб человеческой семьи, который заключается в несоответствии между столь стремительным ростом технической мощи и таким натужным ростом нравственных ресурсов (ср. Бенедикт XVI, Выступление в Вероне 19 октября 2006 г.).
Мы живём в эпоху, когда, как иногда кажется, уже не существует фактов, существуют только интерпретации (ср. Ф. Ницше, Воля к власти, 481). А интерпретации обычно разделяют, разрушают общину. Вот почему дело воспитания в общении требует всегда поднимать вопрос об истине, и отвечать на него, исходя из своего опыта, не поддаваясь искушению спорить друг с другом. В противном случае общение, синодальность вырождается в площадку для игр мнений и интерпретаций. Поэтому воспитание должно на самом деле быть обращено к свободе человека. Нам нужны свободные, ответственные прихожане! Вот почему необходимо всё больше вовлекать мирян в ответственность за приход.
Воспитание также должно учитывать историю: историю человека, прихода, Церкви, историю России, историю мира. Личность всегда живёт между настоящим и вечностью: если убрать историю, то и вечность изымается из горизонта личности, и настоящее теряет всякий смысл. В связи с этим необходимо не забывать, что керигматические проповеди нужны для постоянного воспитания всего прихода (ср. ОПК, Итоги работы в группах, 20 июня 2019 г.), потому что керигма передаёт определённую истину и взывает к ответственности.
Воспитание требует общения, сопровождения, диалога. В таком случае возможно будет действительно переживать синодальность на уровне приходской общины. Призываю всех вас заботиться о том, чтобы воспитание в приходе носило общинный, синодальный характер и было обращено ко всем членам прихода, включая духовенство и монашествующих, потому что все мы нуждаемся в том, чтобы постоянно учиться Слову Божиему и Любви (ср. Ин 6,45).
Катехизация в братствах
Катехизация должна формировать во всех членах прихода взрослое и ответственное сознание личной встречи с Христом. Катехизация не «производит» сама по себе встречу с Христом, но она должна постоянно формировать верующего таким образом, чтобы он шёл по пути углубления познания Христа и осознания встречи с Ним в общении прихода или общины. Встречи самой по себе ещё не достаточно. Ведь если нет осознания того, что встреча с Христом произошла и происходит, не тогда и не так, как я хочу, а именно по благодати Божией, то рано или поздно люди уходят. Первоначальная привлекательность «замыливается», и люди уходят, в большем или меньшем огорчении.
Поэтому катехизация должна быть, прежде всего, именно живой. Она должна служить укреплению веры, должна помочь человеку бесстрашно сталкиваться с любыми вопросами. «Поскольку очень важна личность катехизатора, то каждому катехизатору необходима формация и обмен опытом с другими катехизаторами. Каждому из нас необходимо учиться принятию других людей такими, какие они есть, не переделывая их под свои стандарты. Давать людям именно то, что они не получают в мире. Первичными должны быть доброта и любовь» (ср. ОПК, Итоги работы в группах, 20 июня 2019 г.).
Я думаю, что катехизация должна развиваться именно в разных группах; поэтому все братства, движения, ассоциации, группы, которые уже имеют по уставу свои форматы катехизации, должны продолжать исполнять это служение.
Необходимо также подумать о содержании, формате и периодичности катехитических встреч. Формат Lectio divina мог бы быть полезен для постоянного катехитического воспитания. Помимо Священного Писания на этих (желательно еженедельных) встречах было бы полезно также обсуждать пастырские послания и другие тексты (энциклики, апостольские обращения, проповеди, беседы, радиопередачи, и т. п.) Римских Пап, Вселенской Церкви и поместных епископов.
Братства могут также предлагать верующим различные реколлекции и духовные упражнения, особенно в период Адвента и Великого Поста.
Другие виды катехизации
Нужно продолжать уже существующую в особой форме катехизацию для детей и подростков: следует организовать её достойным образом и постараться сделать так, чтобы в её подготовке принимали участие не только священники и монашествующие, но и родители.
В зависимости от их количества, катехизацию для катехуменов и присоединяющихся к Католической Церкви следует проводить раздельно. Эта катехизация может проводиться в формате беседы или личного диалога.
Для катехизации, как с целью подготовки к таинствам, так и для воцерковления, помимо хороших пособий, изданных Катехитической комиссией при ККЕР и соответствующей епархиальной комиссией, полезно изучать Катехизис Католической Церкви, а также Youcat, Docat, и Компендиумы катехизиса и социального учения Церкви. Однако в катехизационных встречах всегда необходимо совмещать передачу определённой истины с примерами того, как это воплощается в реальной жизни реальных людей (ср. ОПК, Итоги работы в группах, 19 июня 2019 г.). В процессе катехизации необходимо привить вкус к чтению и изучению истории Церкви и жизни святых.
В связи с катехизацией во время ОПК было отмечено, что необходимость подготовиться к таинствам, с одной стороны, является хорошим мотивирующим фактором, но, с другой стороны, может сформировать потребительское отношение к катехизации: «Мы будем ходить на эти встречи, потому что без этого не получим, что хотим». Это нужно исправлять (ср. ОПК, Итоги работы в группах, 19 июня 2019 г.).
Для семей, молодёжи, подростков, прихожан старшего возраста полезно время от времени проводить отдельные мероприятия, как например периодические встречи, реколлекции, духовные упражнения, в зависимости от возможностей и потребностей конкретного прихода.
Что касается подготовки к Браку и венчанию, то об этом было уже много сказано во время предыдущей ОПК и в моих посланиях. Отсылаю вас к этим материалам, чтобы начать и развивать эту особо важную катехизацию, активно привлекая наиболее опытные семьи в приходе. Хочу здесь повторить, что нельзя бояться предложить парам подобающую подготовку к венчанию, продолжительностью даже год и больше, если священник выявит такую необходимость во время беседы с будущими супругами (ср. ОПК, Итоги работы в группах, 20 июня 2019 г.). Мне кажется, что «встречи для супругов», «академия семьи» и разные формы «супружеского диалога» приносят хорошие плоды, в том числе и на здоровой экуменической почве, потому что мы не должны забывать, что существует много смешанных браков.
Паломничества, экскурсии, каникулы, развлекательные мероприятия
Особое значение для сплочённости прихода, для его воспитания в вере и любви имеют паломничества, экскурсии и каникулы. Паломническая деятельность в наших приходах развивается, однако нужно организовывать эти мероприятия таким образом, чтобы они содействовали общению между приходами, особенно внутри одного деканата (ср. ОПК, Итоги работы в группах, 20 июня 2019 г.).
Приходские каникулы не обязательно должны включать всех прихожан, особенно если приход большой и в нём много прихожан разного возраста. В таком случае предпочтительно будет организовать что-то вроде «Каникул с Богом» для разных групп в приходе. Желательно, чтобы приходские братства сами проявляли инициативу в организации отдыха и каникул, куда они могут пригласить священников и монашествующих. Напоминаю о необходимости при организации отдыха для несовершеннолетних, и вообще в пастырской работе с ними, соблюдать нормы, которые были изданы в этом году и разосланы для общего ознакомления.
Относительно развлечений, к которым относятся также игры, спорт, и вообще физическая активность, необходимо, чтобы они были подчинены духовной деятельности прихода и способствовали интегральному росту личности.
Постоянная формация
Ещё одно слово хочу сказать в связи с постоянным воспитанием в приходе. Естественно, что организация постоянной формации духовенства и монашествующих, служащих в епархии, — это забота епископа и епархиальных структур. Для этого существуют пастырские встречи, реколлекции, семинары и вебинары, но я согласен с тем, что мы можем и должны приложить ещё больше усилий, чтобы умножить возможности постоянной формации для духовенства и монашествующих (ср. ОПК, Итоги работы в группах, 19 июня 2019 г.). Однако не будем забывать, что приход также является инструментом постоянной формации. И не только для прихожан, но также и для священников, и для посвятивших себя Богу. Потому что важнейший и неизменный принцип воспитания: ничего не делать, не участвуя сам. Мой настоятель говорил мне: если ты не собираешься сам всерьёз участвовать в чтении молитвы Святого Розария в приходе, тогда лучше и не начинай. Если ты не намерен совершать выставление Пресвятых Даров, потому что оно нужно для твоего личного обновления и обращения, то не делай этого только для прихожан, потому что это будет анти-свидетельство. «Если прихожане, которые приходят специально для поклонения Пресвятым Дарам, видят, что священник остаётся с ними, для них это свидетельство его глубокой любви ко Христу в Евхаристии. Когда священника рядом с ними нет, конечно, это грустно» (ОПК, Итоги работы в группах, 19 июня 2019 г.). Катехизация также может стать прекрасным поводом для постоянной формации. Если священник участвует в катехизации с готовностью постоянно учиться чему-то новому, это будет прекрасной воспитания для него самого, а не только для прихожан.
Приход — обитель прощения и любви
Служение милосердия
Как бы ни было велико значение литургии и катехизации, церковная жизнь не может заключаться только в них. Вот почему нужно поощрять во всех наших братствах регулярное участие в служении милосердия. Уже в процессе катехизации и воцерковления необходимо вовлекать подростков и взрослых в дела милосердия. Желательно, чтобы в общинах существовали различные виды и форматы каритативной деятельности, в тесной связи со структурами «Каритас», в неизменном внимании к реальным нуждам бедных и нуждающихся.
Служение милосердия не разделяет людей на «своих» и «чужих»; это естественное выражение того, о чем говорит пророк Исайя: «раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис 58,7-8).
Служение милосердия имеет лишь одну цель — или вернее, если хотите, у него нет никакой цели. Это чистая и бескорыстная любовь. Однако без этой любви невозможно ничто другое: общение, миссия, интеграция, открытость, принятие других людей невозможны без бескорыстной любви. Без бескорыстной любви мы ничего не строим. Мы только будем рыть себе яму, чтобы потом сказать: я устал, я копал весь день. Но мы лишь выкопали яму и ничего не построили. Чтобы строить, необходима бескорыстная любовь. Служение милосердия учит нас именно этому. Всё остальное — волонтёрство, пожертвования, дискуссии о судьбах Церкви — прекрасно, но совершенно бесполезно без бескорыстной любви. Они необходимы, но без служения милосердия, без бескорыстной любви, извините, они будут впустую. По крайней мере, так пишет апостол Павел в своём Первом послании к Коринфянам: я могу даже отдать себя на сожжение, но без любви это напрасно (ср. 1Кор 13). Всё наше волонтёрство, все наши пожертвования, если они не проникнуты бескорыстной любовью, похожи на самосожжение. Служение милосердия должно формировать в нас добрую привычку делать всё, что мы делаем, из чистой и бескорыстной любви.
Зрелость каждого братства в приходе можно оценивать, исходя из верности общему делу прихода, готовности содействовать его росту и укреплению, с особенным усердием служа самым бедным прихожанам. Каждый бедный, нуждающийся прихожанин должен найти в приходских братствах убежище, где он сможет обрести утешение в искушениях и испытаниях, помощь в болезни и в разных нуждах, связанных с работой, семьёй, старостью и другими жизненными обстоятельствами. Братская жизнь в приходе не может не включать в себя такой момент как материальная помощь нуждающимся.
Сопровождение через покаяние
Кроме того, что уже было сказано по поводу принятия, интегрирования и сопровождения, хочу коснуться ещё одного аспекта этого процесса. Важно, чтобы путь прихода был отмечен открытостью, принятием и сопровождением каждого, кто приходит в общину. Именно в таком духе должен воспитываться приход. Прежде всего и проще всего это осуществляется через таинства, прежде всего Покаяние и Евхаристию.
О Евхаристии я уже говорил выше, теперь несколько слов о Покаянии. Таинство Покаяния является сопровождением верующего на протяжении всего жизненного пути — пути от святости, даруемой в таинстве Крещения, к святости вечного общения в Божией Любви. Исповедь должна быть праздником обновлённого переживания благодати первой любви — первой встречи с Господом нашей жизни. Воспитанию приходской общины в таком духе очень помогает присутствие священников в исповедальне в установленное время.
Также рекомендуется время от времени, но особенно в период Адвента и Великого Поста, организовать Покаянные Литургии, участвуя в которых, каждый член прихода может осознать свою греховность и нужду в благодати любви Христовой, а также пережить освобождающее событие прощения, настоящий праздник принятия ближнего и обновления своей святости. Думаю, что подобные литургии будут также способствовать развитию духовной взаимопомощи, когда верующие вместо того, чтобы считать чужие ошибки, молятся друг о друге, чтобы принять прощение, предложить прощение, поддерживать друг друга на пути обращения.
Семья нуждается в доме
Храм и приходской дом
Дом прихода — это храм и приходские помещения. Каждый приход должен заботиться о том, чтобы иметь свой храм и подходящие помещения для пастырской и евангелизационной деятельности. Далеко не везде этот вопрос уже решён: к сожалению, есть много приходов, где общины до сих пор собираются в квартирах; в некоторых городах стараются возвратить исторические церковные здания или построить новые. Не всегда взаимоотношения с местными властями способствуют этому. Не только настоятель, но и весь приход должны заботиться о возвращении церковных зданий или о постройке новых. Об этом были изданы соответствующие нормы: не для того, чтобы усложнить процесс, но, наоборот, чтобы помочь приходу осознать свои возможности и действовать гибко и в интересах евангелизации.
Другие административные меры
Приход должен соблюдать церковные и гражданские законы. В связи с этим было бы полезно время от времени приглашать всех верующих, по возможности, на общее собрание для обсуждения проблем административного характера и, желательно, для поиска их решения, которое затем настоятель вместе с экономическим и приходским советами будет осуществлять. В связи с тем, что прозвучало на ОПК по поводу юридической помощи приходу, необходимо в первую очередь искать эту помощь среди прихожан или обращаться к местным юристам. Епархиальный эконом готов дать в этом поиске советы и критерии для решения возникающих вопросов.
Десятина, воскресные и целевые пожертвования
Никакая семья не может питаться воздухом. Чтобы жить и исполнять свою миссию, необходимы деньги. Каждый приход должен стремиться к тому, чтобы быть финансово самодостаточным, по крайней мере, в том, что касается текущих расходов и содержания священнослужителей и монашествующих, служащих в приходе. «Очень важно информировать прихожан о нуждах прихода и о потребностях священников и монашествующих, которые несут в нём служение. Просто дать им шанс помочь, чтобы они могли себя реализовать и в этой сфере тоже» (ОПК, Итоги работы в группах, 20 июня 2019 г.).
Я лично думаю, что пожертвования и десятина — это два способа, которые должны существовать в приходе. Только надо осознать, что пожертвования (и воскресные, и целевые) предназначены на нужды прихода, в том числе материальные, в то время как десятина выражает принадлежность и участие в миссии прихода. Десятина должна рождаться как следствие моей принадлежности Христу. Десятина — это проявление моего стремления участвовать в миссии Христа, и поэтому в миссии прихода. Десятина должна быть связана с той миссией, которую осуществляет приход (ср. ОПК, Итоги работы в группах, 20 июня 2019 г.).
Какой принадлежностью мы на самом деле живём, становится ясно, когда нужно открыть карман или кошелёк. И неважно, сколько денег в этом кармане или кошельке. Если среди ваших прихожан есть бизнесмен — хорошо, пусть даёт миллионы. В обычае десятины важна его воспитательная функция. Я могу дать один рубль, если это действительно всё, что я могу. И, веруем ли мы в это или нет, Иисус всё-таки говорит, что два рубля бедной вдовы обогатили храм больше, чем три миллиона, которые богатые вкладывали в сокровищницу храма (ср. Лк 21,1-4). Но только при условии, если эта жертва рождается из искренней веры. Поэтому настоятельно предлагаю ввести в каждом приходе древний обычай десятины. В каждом приходе каждый верующий пусть положит одну руку на сердце, а другую в кошелёк. Однако, во всём будем поступать по Павловскому принципу: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор 9,7).
Экономика и бухгалтерия
В приходе должен обязательно действовать экономический совет (ср. ККП, кан 536-537). На ОПК было отмечено, что есть большая разница между приходами, где действует экономический совет, и где его нет. В первых заметно больше прозрачности, эффективности и, прежде всего, больше примеров делегирования и участия мирян в жизни прихода (ср. ОПК, Итоги работы в группах, 20 июня 2019 г.). В состав экономического совета не обязательно должны входить профессионалы в экономической и финансовой сферах деятельности (конечно, если они есть, — слава Богу!). Но достаточно здравомыслия и готовности служить благу прихода и Церкви в этой деликатной области. Экономический совет должен быть дружным собранием тех, кто служит благу всего прихода. Это место, где, в первую очередь, важны готовность служить, апостольское рвение, способность пожертвовать своими идеями ради единства в духе взаимной любви. Это нечто большее, чем простое сотрудничество!
Желательно, чтобы каждому приходу служил свой бухгалтер из числа прихожан, но я думаю, что можно найти и достойного светского бухгалтера.
Приходской финансовый отчёт
Каждый год епархия просит настоятелей прислать отчёт за прошедший финансовый год и бюджет на следующий. Это, прежде всего, простой способ осуществления делегирования и синодальности, о которых мы говорили раньше, в области управления приходом. Приходской финансовый отчёт, составленный исчерпывающе и своевременно, может также способствовать укреплению солидарности между приходами, когда более богатый приход оказывает помощь более бедному. С другой стороны, грамотный бюджет прихода позволил бы эффективнее проводить поиск и распределение средств (ср. ОПК, Итоги работы в группах, 20 июня 2019 г.). К этому хочу добавить, что финансовый отчёт и бюджет, помимо того, что они являются способом воспитания прихода через свидетельство о том, как мы используем деньги и материальную помощь, также помогают нашему личному и церковному, приходскому сознанию действовать ради евангелизации, делать то, что необходимо для евангелизации.
В связи с этим я часто провожу пример св. Терезы Калькуттской. Однажды Матери Терезе предложили большую виллу, чтобы превратить её в дом для бедных. Однако эта вилла находилась в элитном районе города, где бедные могли бы чувствовать себя неудобно. Поэтому Мать Тереза колебалась, принять этот дом или нет. Наконец, владелец сказал ей: «Хорошо, Мать Тереза, вы можете подумать, но пока возьмите ключи от этого дома, так что, если решите, сможете сразу войти». Думаю, что каждый из нас, не задумываясь, взял бы ключи... Но Мать Тереза ответила: «Нет! То, что не нужно для моей миссии, отягощает меня». Вот каким должно быть наше отношение к использованию материальных и финансовых средств. Финансовые отчёты и бюджеты помогают воспитанию в нас такого сознания.
Приходские книги
«В каждом приходе должны иметься приходские книги, то есть книги крещёных, браков, усопших и другие, согласно предписаниям конференции епископов или диоцезного епископа. Приходскому настоятелю нужно следить за тем, чтобы эти книги тщательно составлялись и бережно хранились» (ККП, 535,1). В нашей Архиепархии существует четыре обязательных приходских книги: помимо трёх перечисленных, требуется также вести книгу интенций Святых Месс. По этому поводу существуют епархиальные декреты, которые я прошу тщательно соблюдать; нет необходимости говорить здесь о них подробно. Хочу сообщить о моём решении повысить рекомендуемую сумму одной интенции для Святой Мессы с 350 до 600 рублей.
Прошу деканов ежегодно проверять приходские книги, письменно сообщая в Курию Архиепархии результаты плановой проверки.
Приходское имущество
Относительно приходского имущества и помощи в организации строительно-реконструкционных работ (ОПК, Итоги работы в группах, 20 июня 2019 г.), достаточно будет исполнять указания, содержащиеся в декретах и письмах моих и Епархиального Эконома, особенно в последних документах о церковном имуществе и о строительстве и ремонте церковных зданий (см. письма и декреты от 28 мая 2019 г.). Эти указания помогут настоятелю и прихожанам лучше понять, какие шаги нужно предпринять приходу, какие работы провести, и нести совместную ответственность за их осуществление.
Дорогие прихожане нашей Архиепархии!
Дорогие священники, монашествующие и посвящённые Богу люди!
Наши приходы существуют, чтобы возвещать Благую Весть, — не бойтесь активно участвовать в их жизни и служении! Благодаря «лепте» каждого из нас наши приходы будут привлекать людей ко Христу, они станут центром Его присутствия, сначала для нас самих, а затем и для других людей, которых мы встречаем на своём пути. Нашим приходам необходима не революция, которая разрушает, а реформа, которая созидает.
Центр, преобразующий приход, — это Сам Христос, вновь рождающийся в нашей вере и любви, в общении людей, сплочённых во имя Его: «Итак, умоляю вас, братья, не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим 12,1-2). Значит, нельзя просто заменить какую-то одну модель на другую. Речь идёт о преображении нашей жизни и наших дел в духе постоянного обращения ко Христу, в осознании того, что на самом деле это Он Сам действует в нас Своей благодатью. Только Христос — и Христос воскресший! — может изменить сердце человека. Мы веруем в Иисуса Христа, умершего и воскресшего, в Иисуса Христа, присутствующего здесь и сейчас, Который изменяет человека и мир, Который спасает человека и мир, преображая их (ср. Иоанн Павел II, Аудиенция 29 сентября 1984 г.).
Богородица была избрана, чтобы стать первым в истории центром, первым храмом Бога в мире.
Пусть наши приходы станут подобными Твоему Покрову, под сенью которого каждый может найти утешение в скорбях и радость для евангелизации. Приснодева Мария, Матерь Слова и Матерь Церкви, покажи нам в Своём Сыне путь обращения и обновления наших приходов.
Господи Боже, Отче Всемогущий,
Ты явил на небесах Cвоё Знамение —
Богородицу Деву, взятую на небо.
Дева Матерь, Ты пребываешь во Славе,
Ты привлекаешь нас к Своему Сыну,
помогаешь нам не отдаляться от Него.
Мария, Матерь дома церковной общины,
Ты как звезда сияешь в этой долине слёз,
указывая нам Путь нежности и любви.
Мария, Царица мира, мы величаем Тебя!
Не забывай о нас, ведь все мы — Твои дети,
Тебе мы посвящаем наши сердца, семьи и приходы.
Отцу, и Сыну, и Святому Духу,
человеколюбивому Триединому Богу,
да будет слава и честь во веки веков!
Аминь.
Дорогие братья и сёстры!
Примите моё благословение на предстоящий пастырский год — во имя † Отца, и † Сына, и † Святого Духа.
† Архиепископ Павел
Из Москвы, 15 августа 2019 г.,
в Торжество Успения Пресвятой Богородицы
В начало послания архиепископа Павла