История прихода

История храма Пресвятой Девы Марии Лурдской
История возникновения в Санкт-Петербурге храма Божией Матери Лурдской берёт своё начало с обустройства в 1891 г. в церкви св. Екатерины Александрийской усилиями французов-католиков, бывших в то время частью многонациональной общины ц. св. Екатерины, небольшой часовни в честь Девы Марии Непорочного Зачатия. Главной святыней часовни являлась небольшая статуя Девы Марии, привезённая из Лурда. Культ Девы Марии Лурдской, основанием которому стали провозглашение в 1854 г. догмата о Непорочном Зачатии Богородицы и явления Божией Матери в Лурде в 1858 г., был к тому времени уже широко распространён во всей Католической Церкви.
В преддверии
Сразу после получения от властей разрешения на строительство храма, был начат сбор пожертвований среди французов-католиков, а также поиск подходящего участка земли под здание храма. К концу августа 1900 г. участок был найден, и 24 ноября того же года в конторе петербургского нотариуса Владимира Петровича Бабичева на него была оформлена купчая в 67.000 рублей. При оформлении купчей присутствовали: о. Амвросий Кюни, ОP (духовный попечитель французской католической общины ц. св. Екатерины), Август Гютине и Георгий Ложье (синдики общины). Приобретённый французской общиной участок земли ранее принадлежал купцу
К декабрю 1900 г. в одной из деревянных построек, находившихся на купленной земле, французская община обустроила временную часовню. Архитектурный проект часовни был выполнен членом общины, инженером французского строительного общества «Батиньоль» Оскаром Иосифовичем Тибо-Бриньолем
Проект каменного здания церкви Божией Матери был заказан французской общиной у архитектора Леонтия Николаевича Бенуа
Строительство церкви осуществлялось исключительно на пожертвования членов французской общины и доходы от лотереи. Значительная помощь была оказана французским строительным обществом «Батиньоль», которое предоставило общине большое количество финского гранита, оставшегося от постройки Троицкого моста, и заводом «Железобетон», поставившего цемент.
Несмотря на все усилия французской общины, средств для ведения строительства постоянно не хватало. Это обстоятельство стало главной причиной приостановки работ по возведению храма и переработке архитектурного проекта. Новый вариант был разработан Л. Н. Бенуа в соавторстве с Марьяном Марьяновичем Перетятковичем
Второй этап строительства храма начался в 1907 г. К этому времени сменился настоятель прихода: вместо о. Амвросия Кюни, ОP, духовным попечителем французской общины стал о. Жан-Батист Морис Амодрю, ОП. Непосредственным руководителем строительных работ был назначен инженер Сергей Николаевич Смирнов. К осени 1909 г. строительство каменного здания церкви Божией Матери было завершено. Церемония освящения нового храма состоялась 22 ноября (по новому стилю 5 декабря) 1909 г. Освящение совершил епископ-суффраган Могилёвской митрополии и председатель Духовной Коллегии Иоанн Цепляк. Связано это было с тем, что архиепископ Аполинарий Внуковский, возглавлявший Могилевскую митрополию в
В советский период храм в Ковенском переулке не был закрыт, если не считать нескольких месяцев с января по июнь 1923 г., а также периода с июля 1941 по август 1945 г., когда богослужения в нём не совершались. В годы Великой отечественной войны и блокады храму удалось избежать серьёзных разрушений.
С храмом в Ковенском переулке связан целый ряд важных событий, как из истории католической общины Петербурга, так и всей католической Церкви в России. Долгие годы именно он был единственным в городе и одним из двух на территории России действующим католическим храмом. Именно здесь 1 сентября 1926 года епископом Мишелем де Эрбиньи был тайно хиротонирован о. Антоний Малецкий, Апостольский Администратор Ленинграда в трудные годы революционного преобразования российского общества. В 1935 г. епископом католической Церкви также с правами Апостольского Администратора Ленинграда становится о. Жан-Батист Морис Амодрю, ОP, многолетний настоятель храма Божией Матери. С 1964 по 1970 гг. одним из прихожан храма был и Тадеуш Кондрусевич, будущий митрополит и глава католической Церкви в России с 1989 по 2007 гг. В постсоветский период настоятели именно этого храма чаще всего возглавляли структурные региональные подразделения католической Церкви на Северо-западе. Начиная с
С пастырскими и ознакомительными визитами этот храм не раз посещали высшие иерархи католической Церкви. Среди них кардиналы Юлий Вайводс (1963 г.), Франтишек Томашек (1978 г.), Джордж Безил Хьюм (апрель 1992 г. и октябрь 1994 г.), Джон Буковский (октябрь 1995 г.), Дарио Кастриллионе Хойоса (апрель 2000 г.), Поль Пупар (октябрь 2000 г.), Зенон Грохолевский (декабрь 2003 г.), Ренато Мартино (ноябрь 2005 г.). Архиепископы Франческо Пио Тамбуррино (апрель 2003 г.), Тадеуш Кондрусевич (регулярно, начиная с 1991 по 2007 гг.), Паоло Пецци (регулярно, начиная с 2007 г.). Епископы Петр Стродс (неоднократно в течение
С середины
Автор статьи: Маргарита Иванишина
Смотрите также
Дополнительные фото
- Вид на храм и приходской дом, 1975 г.
- Общий вид храма. Фото из архива
- Богослужение в храме. Фото из архива
- Богослужение в храме. Фото из архива
- Общий вид храма, 1992 г.
- Общий вид храма, 1992 г.
- Общий вид храма, 1992 г.
- Общий вид храма, 1992 г.
- Внутреннее убранство храма, 1960-е годы
- Внутренний вид храма, 1916 г.
- Церковь Нотр-Дам де Франс, 1928 г. Похороны Л.Н.Бенуа
- Вариант проекта церкви Notre Dame de France от 1903 г.
- Архитектор М.М.Перетяткович
- Архитектор Л. Н. Бенуа. Фотография начала XX века
- Приход Матери Божией Лурдской в Санкт-Петербурге