Пресвятые Тело и Кровь Господни. Торжество

Одним из самых любимых и популярных праздников в Католической Церкви является торжество Тела и Крови Христовых. Распространенность этого праздника в рамках латинского обряда Церкви и разнообразие традиций, выражающих веру народа в Пресвятое Таинство, свидетельствует о том, что этот праздник не теряет своей значимости до настоящего времени. Вряд ли в ближайшие десятилетия он пополнит копилку (чулан) забытых или объективно устаревших, отошедших в виду несоответствия духу времени традиций, праздников.
Этот праздник глубоко укоренен в западной традиции евхаристического благочестия, сконцентрированного на поклонении Евхаристическому Хлебу. Возникновение этого праздника связано с именем святой Юлиании из Льежа. Она стремилась ввести в церковный календарь праздник, посвященный Евхаристии. Это стремление святой укрепилось благодаря мистическому видению: Юлиания увидела полную Луну, на которой имелось пятно. По аналогии с круглой Гостией, святая из Льежа истолковало пятно на Луне как отсутствие особого праздника, посвященного Евхаристии.
В 1247 году епископ Льежа ввел праздник Евхаристии для своей епархии, а в 1264 году Папа Урбан IV
Несмотря на то, что праздник был введен для всей Церкви самим Папой, за исключением Нижнего Рейна, Венгрии и некоторых мест Франции этот праздник не получил широкого распространения и принятия народом. Решающую роль в принятии этого праздника «снизу», т. е. народом, сыграли введенные к концу XIII века процессии в этот день, которых поначалу, как видимо, не было.
Первоначальное название праздника — Праздник Святейшего Тела Господа нашего Иисуса Христа. В первый Миссал 1570 года, принятый на Тридентском соборе, этот праздник вошел под схожим названием: «in festo Corporis Christi» — в праздник Тела Христова. Затем название этого дня в народе закрепилось просто как Corpus Christi.
Само название праздника отражает традицию евхаристического благочестия Церкви от Средневековья до начал литургического обновления в XX веке — сконцентрированность на Хлебе — Теле Христовом. Почитанию Крови Христовой — в том числе мы это видим по практике причащения под одним видом — уделялось очень мало внимания.
Введенный праздник Драгоценной Крови Христовой, впоследствии поднятый рангом до торжества, но отмененный вследствие последней реформы календаря, не оздоровлял ситуацию.
В Миссале 1970 года праздник получил новое название — торжество Тела и Крови Христовых. Молитвы для Мессы и процессии взяты из Миссала 1570 г. Их тексты, а также тексты гимнов и секвенции, приписываются авторству святого Фомы Аквинского.
Процессия со Святыми Дарами всегда считалась центральным элементом праздника. Первоначальная ее форма заключалась в том, что эта процессия обходила поселение и поля, а по направлению к четырем сторонам света делались остановки, на которых читали молитвы о хорошей погоде и урожае. Современная процессия во многих странах сохранила подобную форму — верные подготавливают четыре алтаря, у которых во время процессии делают остановки. Каждое стояние посвящено определенной теме: первое — «Евхаристия — Жертва», второе — «Евхаристия — пища духовная», третье — «Евхаристия — залог жизни вечной», четвертое — «Евхаристия — таинство единства Церкви». В некоторых странах процессия просто проходит через город или район, от одного храма к другому. В любом случае, целью процессии со Святыми Дарами является выражение веры в реальное присутствие Христа в Евхаристии.
После II Ватиканского собора во многих странах отказались от этой процессии, а в некоторых наоборот, этот праздник стал популярнее, чем раньше. Возможно, это остается одним из немногих способов литургией свидетельствовать о Христе современному миру.
Автор статьи: Дмитрий Калинкин